Как перестать бояться ошибок/Как делать меньше ошибок/Отношение к ошибкам

Как показывает практика, успех в овладении языком связан не только с такими очевидными вещами, как, например, регулярность занятий, конкретная цель, правильно составленный план, работающие техники, но и с неочевидными, как психологические установки студента. Допустим, его отношение к процессу обучения. Кто-то наслаждается дорогой, наслаждается не только когда получается, но и когда не получается. А кто-то убегает от работы, едва она становится рутинной, монотонной. У кого-то при первом же барьере, гаснет энтузиазм, а кто-то наоборот воодушевляется, когда на пути появляется вызов, трудная “задача”, решив которую, он воодушевляется ещё больше. Кто-то терпеливо и регулярно трудится, понимая, что результат приходит постепенно, не сразу, а кто-то пропускает занятия, и ждёт быстрых и внезапных прорывов, как будто изучение языка – это компьютерная игра. Для кого-то овладение английским на продвинутом уровне – это что-то вроде высшей математики, что-то непостижимое, а для кого-то это дело, хоть порой и каверзное, но осуществимое и.т.д. Существует список разных психологических барьеров, которые человек может даже и не осознавать, но которые долгое время могут сильно мешать ему прогрессировать, и не только в английском, но и в любом другом деле. Но не стыдно их иметь, стыдно  не прилагать усилий, чтобы эти препятствия преодолеть, да и не так их уж и много. На самом деле нет необходимости стараться избавиться от всех своих барьеров сразу. Преодоление хотя бы одного из них, даст, пусть и не глобальный, но ощутимый толчок на пути к вашей цели. Затем, когда будет снят следующий, вы продвинетесь ещё дальше, потом третий – ещё прорыв, четвёртый –  ещё провыв и так далее. И в этой статье мы поговорим об одном из таких помех. Эта помеха – страх сделать ошибку.

Почему нам необходимо перестать бояться ошибок?

Некоторые могут поинтересоваться, а почему это барьер? Зачем, убирать этот страх? Мол, ну боюсь и боюсь, что тут такого? Любой человек немало чего в жизни может бояться.

Страх перед ошибками мешает нам прогрессировать в языке.

Да и в любом другом деле. Возьмём для примера Speaking. Допустим, вам уже давно пора практиковать Speaking на регулярной основе, но вы всё никак не принимаетесь за это, потому что считаете, что ещё “не готовы”, что всё ещё делаете ошибки. И эта стадия “не готов” может продолжаться ещё очень долго, как бы усердно вы не работали по остальным навыкам. Загвоздка в том, что нет никакого другого способа исправить ситуацию, чем начать говорить. Вот так и получается замкнутый круг. Вы не общаетесь, потому что делаете ошибки – пока вы не начнёте много говорить, дело не сдвинется с мёртвой точки. Но это не значит, что всё будет само собой налаживаться, как только вы станется общать на языке, нет. Вам необходимо будет давать себе обратную связь (или получать её от других), и в следующий раз стараться избегать прошлых ошибок, в следующем разговоре то же самое – обратная связь, корректировка, и так ваш навык говорения будет улучшаться. Постепенно, конечно. Ни у одного студента ничего не совершенствуется рывками. Терпения и труд. Тем более, что если вы только читаете или пишите – это не будет развивать ваше говорение или слушание. Говорение улучшается говорением, слушание слушанием. Конечно, одно факта этих действий недостаточно, не здесь мы не будем в это углубляться.

Почему мы боимся делать ошибки?

Сперва начнём с истоков этого барьера, а именно откуда вообще этот страх взялся?

На самом деле нас с детства приучают, что ошибки, это плохо. Возьмём для примера школу. Бывало ли такое, что вам повышали баллы, за то, что вы сделали что-то хорошо? Как правило, нет, конечно. В школах или институтах основное внимание обращено не на то, что у студента получилось хорошо, а на то, сколько ошибок он сделал. Одна ошибка – минус балл, вторая – ещё минус балл. Представляете, всего 2 ошибки, а оценка уже 3! При проверке преподавателем вашей работы, он отметит только ляпы, и никогда не отметит то, что у вас получилось хорошо. Поэтому человек и привыкает к тому, что сделал ошибку – получи по рукам, образно говоря. А если у тебя что-то получилось, то это считается как что-то само собой разумеющееся, на это обычно преподаватели  внимание не обращают. Но не будем спорить на тему, насколько это правильный подход или нет. Возможно, что кому-то школьная система больше по душе. Это тема другой статьи. Здесь же мы поговорим о другом методе. Методе, который вам, скорее всего, подойдёт больше, если первый вас демотивирует.

Как правильно относиться к своим промахам

1.Развивайте позитивное отношение к ошибкам

А сейчас речь пойдёт как раз о том, как преодолеть этот барьер и самые первые 2 правила, которые необходимо усвоить это:

a)Замечайте в первую очередь то, что у вас получилось хорошо и гордитесь собой, пусть даже и за небольшие шажки вперёд, ведь большой успех – это сумма небольших успехов.

b)Смотрите на ошибки ни как на что-то фатальное, а как на возможность роста.

Почему это будет работать? Дело в том, что любые наши мысли они, могут нас либо, воодушевлять, либо наоборот, обескураживать.

Допустим, студент впервые пообщался с британцем. И после беседы, у него могут быть 2 возможных хода мыслей, когда он будет оценивать свои Speaking иListening:

1)Негативный ход мыслей:

Он будет вспоминать, как неправильно построил то или иное предложение, оговорки, где неправильно поставил ударение, не тот предлог к слову, использовал не то слово по смыслу, как много он не понял из речи самого носителя и.т.д. И возможно после этого анализа, человек охладеет к языку или вообще забросит, либо до момента пока вновь не загорится английским, либо совсем.

Но, может быть, вы гораздо больше сделали что-то правильно, нежели чем неправильно? И из-за того, что так зациклены на своих промахах, что и не замечаете, как ваши навыки улучшаются, или принимаете их как само собой разумеющееся? Всё это может показаться, смешным, сейчас, но многие студенты мыслят таким образом на автомате, не отдавая себе в этом отчёта, не видя ничего в этом нелепого. А всё потому что, это привычка, которая формировалась годами, с самого детства, своего рода шаблон. Мы, как правило, мыслим по одним и тем же шаблонам. Поэтому может потребоваться время пока, мы отвыкнем от негативной схемы мышление в той или иной ситуации и “перепрограммируем” себя на позитивную.

2)Позитивный ход мыслей

Вы задаёте себе 2 вопроса:

-Что было сделано хорошо?

Несмотря на мой невысокий уровень, я смог поддержать беседу, использовал много новых, более сложных слов, конструкций, и даже смог вставить две идиомы к месту, что британец аж ахнул. Несмотря на то, что я не всё понял, из того, что говорил Том, я понимал основную суть его речь и ни разу не потерял нити разговора. Несмотря на все мои промахи, в этот раз я разговаривал значительно лучше, чем в прошлые разы. Мой английский улучшается.

-Что можно сделать лучше?

Больше практиковать Speaking, не 1 раз в 2 недели, а 2 раза в неделю, почитать, как строить такие-то конструкции, произнести их вслух с примерами 2 раза, больше практиковать Listening, (не просто слушать, а с разбором и повторным прослушивание), песен поменьше, живой речи побольше и.т.д.

Да, этот студент сделал какие-то ошибки, НО проанализировав свой результата таким образом, он не упадёт духом как в первом случае, а воодушевиться и приложит усилия, чтобы в следующий раз, избежать этих ошибок, и даже если он какие-то ошибки всё же повторит, их будет меньше, а значит ситуация улучшилась. В следующий раз он опять даст себе обратную связь, приложить усилия, чтобы улучшить ситуацию, и промахов будет ещё меньше и.т.д.

И заметьте, это одна и та же ситуация, с одним и тем же результатом и с одним и тем же студентов. Кто, вы считаете, скорее всего, из них достигнет продвинутого уровня?

Ошибка – это всего лишь обратная связь, которую мы получаем в ответ на наши действия. Если бы не было ошибок, как бы мы поняли, в какую сторону нам двигаться, чтобы приблизится к своим целям? Нет ни одного человека, у которого дорога была бы ровной и гладкой на пути к мечтам, без крутых склонов и подъёмом, без камней и луж. Конечно, мы можем “обойти” какие-то ошибки, но так или иначе, промахи всё равно будут. Так давайте повзрослеем и будем относиться к ним реалистично, принимать не как что-то ужасное, а как часть пути.

И разве не придаёт это ещё большего энтузиазма, когда у нас были какие-то барьеры, а мы их преодолели? И чем сложнее барьер, который мы преодолели и над которым мы очень, очень долго бились, тем больше нас это воодушевляет. Выходит тернистый путь это даже интереснее, чем гладкая дорога, без камней и луж?

There are no problems, there are only challenges

Но я вовсе не призываю к этой мейнстримовской идеи смотреть на всё через призму сплошного позитива, жить в каком-нибудь придуманном безоблачном мире, далёком от реальности, и совсем перестать мыслить критически. Нет, я этого не говорил. Критическое мышление – это полезная вещь, которая помогает объективно оценить ситуацию. Нельзя ей пренебрегать. Важный момент заключается в том, что оно должно быть использовано на пользу, а не во вред, как это часто бывает.  Если человек, фокусируется только на ошибках и игнорирует свои достижения, это критическое мышление со знаком “–“, но если он задаёт себе вопрос: “Что можно сделать лучше?”, это уже критика со знаком “+”. Здесь он принимает результат таким, какой он есть, а не занимается самобичеванием, и фокусирует своё внимание на решение задач, а не драматизирует проблемы.

2.Относитесь к вероятности сделать ошибку спокойно.

Предположим, вы регулярно практикуете говорение, но поскольку боитесь сказать что-то неправильно, то каждый раз перед тем, как сказать, долго думаете, как правильно составить предложение, что может занимать у вас до 5 секунд. Как результат, такой навык как беглость речи у вас будет развиваться очень-очень долго.

Такое отношение к ошибкам особенно ненадёжно на экзамене, ведь, как ни странно, чем больше вы боитесь сделать ошибку, тем больше вы их делаете.

Как же тогда поступать?

Позволить своим ошибкам быть и говорить, говорить, позволить себе делать промахи, и не поправлять себя слишком много, (только там где, смысл вашей идеи меняется, если вы оговорились). Допустим, первый раз вы сказали неправильно и заметили это, просто игнорируете этот момент и на второй/третий/четвёртый раз, когда нужно будет сказать то же самое, скажете правильно. А если вы заранее перед беседой попрактикуете новые грамматические конструкции, которые собираетесь использовать в речи, особенно те, в которых делаете ошибки – ещё лучше, ведь это сократить количество ваших промахов.

Как делать меньше ошибок

Как ни странно, но чтобы делать меньше ошибок, надо их делать, а точнее не бояться их делать. НО это будет работать только в том случае, если что вы прилагаете усилия, на то, чтобы в будущем эти ошибки не повторять. Ведь сами по себе они исправляться не будут. Ошибки в изучении языка можно разделить на 3 группы:

1)Из-за невнимательности
2)Из-за незнания
3)из-за недостаточной практики

1)Вы написали сочинение? Не ленитесь проверять его как минимум 2 раза перед тем, как сдавать на проверку. Человек не машина, чтобы замечать все-все недочёты, просканировав работу всего один раз.
2)Если у вас пробел в одном из разделов грамматики, ликвидируйте его. И не просто читайте теорию, не просто старайтесь запомнить её, а делайте упражнения. Либо письменно, либо устно. Идеальный вариант, когда вы совмещаете и то, и то. Тогда ошибок в будущем будет ещё меньше.
3)Если вы сделали всего 2 упражнение по какому-либо правилу грамматики, либо пару раз построили в речи новую грамматическую конструкцию, этого явно недостаточно, чтобы в будущем вы это воспроизводили без ошибок. Потратьте на закрепление новой лексику как минимум раз в 5 больше усилий, чтобы она у вас вылетала на автомате и правильно.

Конечно, после прочтения этой статьи, ваши ошибки не пропадут вовсе, но их станет значительно меньше, если вы будете прикладывать усилия.

Если даже небольшое количество косяков вас расстраивает, следующий абзац для вас.

Хотите, открою вам секрет?

Носители тоже ошибаются. Причём в своё родном языке.

Да, когда они говорят, они могут оговариваться, строить предложения “криво” и делать такие ошибки, которые студент уровня Elementary обычно не делает.

Даже мой британский друг как-то заметила:

‘I’ve noticed my way of real life talking is different to my way of writing on the internet, it’s interesting – my way of writing on the internet is more grammatically correct and polished, whereas my natural way of talking has many errors and is a bit scatterbrained and runs off on tangents more often XD’

На самом деле, мы сами в своём родном языке делаем немало речевых и прочих ошибок, но просто не замечаем этого. Попробуйте записать себя на диктофон во время общения с друзьями. Сами убедитесь.

Мы оговариваемся, путаем слова, начинаем предложение, потом, не закончив его или решив переформулировать, начинаем новое, поправляем себя, ставим случайно слова не в тех падежах, не то ударение.

Но это ведь импровизационная речь, речь, которая происходит здесь и сейчас. Мы же не можем нажать кнопу “пауза”, чтобы отредактировать свои мысли перед тем, как их выразить. Человек не робот.

P.S. Я имею в виду разговор в реальном времени, когда у вас нет времени подумать, когда от вас ожидается сиюминутная реакция.

И что самое интересное никому не приходит в голову, сказать про себя что-то вроде, “Чёрт, сколько я ошибок делаю, когда говорю! И это ведь мой родной язык! Позор!”

А возьмём американский английский. У них многое что говорят неправильно, по сравнению с британским вариантом языка, а более того, так говорят большинство американцев, а раз многие так делают, это давно стало нормой. Получается, если неправильно сказали двое – это ошибка, если почти вся страна так говорит – это грамматика. Не говорит или это о том, что каждый новый язык возник, грубо говоря, из ошибок в предшествующем? Когда люди в силу тех или иных причин, отклонялись от общепринятых норм грамматики?

Заключение

Но я не хочу сказать, что можно совсем игнорировать свои ошибки и создавать новые языки. Нет, я этого не говорил. Этим предпоследним абзацем, я хотел всего лишь сказать, что не стоит придавать своим промахам слишком большое значение, относится к ним как к катастрофе. Относитесь к ним с одной стороны спокойно, как части своего путешествия он были, есть и будут, и с другой, как к дорожным указателям, призванным помочь вам следовать правильному направлению.