Возможно, слово “план” вас заставило начать зевать, а в голове ассоциативно появились картины, связанные с офисной жизнью. На самом деле это всего лишь стереотип. Как бы там не было, план – это крайне полезная вещь, и даже в чём-то интересная и внушающая энтузиазм, при правильном подходе, но обо всём по порядку. После того, как вы определились с целью, важно составить план занятий. Почему это важно? Во-первых, это поможет вам понять, насколько вы приблизились к цели, отслеживать свой прогресс, и поднажать, если вы вдруг сбавили обороты, что сложно заметить, когда плана нет. Во-вторых, осознание, что с каждым днём цель всё ближе (если вы занимаетесь каждый день) добавит вам энтузиазма. В идеале нужно стараться план перевыполнить, чем недовыполнить. Но, здесь важно не попасть в одну ловушку, которая называется зацикленность на результате. Это когда вас расстраивает тот факт, что вы не выполнили план, (например, план на неделю или на месяц), особенно несколько раз и тогда, у вас может даже пропасть желание вести план. Не расстраивайтесь и продолжайте вести его. Даже если вы выполнили свой план меньше чем наполовину, и даже если это повторяется постоянно, это всё равно лучше, чем вообще без плана. Не зацикливайтесь сильно на плане. Даже самый-самый плохой план во много раз лучше, чем его полное отсутствие. Когда я только начинал изучать английский серьёзно, я только делал упражнения из “Голицынского”. (Не самый лучший учебник, но его сильная сторона в том, что там масса упражнений для закрепления темы. Это скорее тренажёр, чем учебник). Я просто старался выполнять упражнения по плану и больше в плане английского ничего не делал. И за полгода я этот учебник осилил. Конечно, он не помог развить навыки Speaking и Listening, но у меня была сильная грамматическая база, я понял самые базовые принципы языка в плане построения конструкций, что мне очень помогло в дальнейшем. Это пример того, что даже при плохом плане, есть результат, при условии, что он [план] ведётся регулярно.
Возможно, поначалу вы будете невзначай забрасывать ваш план на неделю или даже месяц-два, если у вас слабо развита самодисциплина. Не расстраивайтесь, просто продолжайте ему следовать и всё. Со временем это войдёт в привычку, и вы всё чаще будете замечать, что всё лучше и лучше выполняете план, но для начала нужно запастись терпением.
Как составить план.
Во-первых, в план должны быть включены все 4 скила. Это Speaking(+Pronunciation), Listening, Writing, Reading. И, конечно, не забываем о Grammar.
Напишу самый простой пример, а дальше вы на его основе, составите что-то своё.
У вас есть некий материал (песня, отрывок из фильма, сериала или книги, учебника), с которым вы работаете. Возьмём, например песню.
Разбор песни.
1)Прослушали песню
2)Открыли Lyrics и перевод. Разобрали все (или выборочно) незнакомые слова, фразы и конструкции при помощи русско-английского/англо-английского словаря и грамматического справочника. Выписали эти слова, фразы и конструкции с примерами из песни + добавили свои примеры.
3)Прослушали песню с текстом, услышали всё, что до этого не услышали
4)Прослушали песню без текста, услышали всё, что теперь знаете.
5)Используете выписанные слова, фразы и конструкции на письме и речи. Например, в переписке с другом-носителем или в разговорном клубе.
У вас есть шаблон работы с материалом, в который включены все скилы. Теперь рассчитывайте, сколько таких разборов вы собираетесь сделать за день, неделю, месяц, год (естественно увеличивая сложность материала).
Допустим, вы изучаете английский, чтобы просто читать книги. У вас твёрдый Intermediate. Вы слушаете аудиокниги уровня Upper-Intermediate. Предположим, вам нужно прослушать 3 таких книги (с разбором как в примере с песней!), чтобы дойти до уровня Upper-Intermediate. Сколько свободного времени вы готовы посвящать прослушиванию и разбору? Например, при вашей занятости, вы можете заниматься английским 3 раза в неделю по 2 часа. Пусть это будет 4 страницы в день – 12 страниц в неделю – 48 страницы в месяц – 576 страниц в год. В книге 200 страниц. 2 книги – 400 страниц. Получается, примерно через год вы шагнёте на 1 уровень вверх, если будете следовать этому плану. Возможно, какие-то занятия вам придётся пропустить, и тогда это будет не год, а где-то полтора года. Если вам удастся выкроить больше времени, возможно, вы прочитаете эти книги примерно за полгода. В целом, не важно, когда вы придёте к своей цели, главное что вы к ней придёте.
Для максимальной наглядности, приведу один общий пример, который включит в себя принципы предыдущих примеров и тем самым свяжет воедино идею цели и плана.
Есть некий студент Миша. Его уровень английского – Elementary
Цель. Его цель – переехать в Британию и создать там группу, играющую брит-рок.
Что ему нужно для осуществления своей цели:
1)Сначала пройти базовый английский,
2)Затем больше углубиться в неформальный английский (песни, фильмы, сериалы, общение с носителями) и музыкальную тематику (смотреть ролики с музыкальной терминологией, читать музыкальные журналы, общаться со музыкантами-носителями и.т.д, то есть изучать те материалы, откуда он сможет почерпнуть музыкальную лексику)
1)Базовый английский.
Он может заниматься английским каждый день по 1 часу. Чтобы дойти до среднего уровня, ему нужно сделать около 400 упражнений по учебнику: Elementary – 400, Pre-Intermediate -400, Intermediate – 400. (хотя бы до Intermediate желательно учебник использовать, если вы совсем начинающий). Он решил, что в будни занимается по учебнику, а в выходные ходит в разговорный клуб + слушает дома британский подкаст, чтобы приобщаться к живому английскому. Он решил закончить этот курс учебника (Elementary – Intermediate) за 1 год. Сколько же упражнений ему нужно делать каждый день? Он прикинул, что если он будет делать 5 упражнений в день:
5 в день = 25 в неделю = 100 в месяц = 1200 в год.
Итого на курс Elementary – Intermediate у него уйдёт ровно год.
(Как всё круто совпало! Я не подгонял числа!)
(Если он хочет закончить этот курс за 1,5 года, он может уменьшить количество упражнений в плане, прикинув, сколько их надо делать, чтобы в итоге вышло 1,5 года)
Возможно, что-то пойдёт не так, он пропустит какие-то занятия и этот срок может растянуться на 2-3 месяца. Но, ведя план, он может это легко заметить, и затем поднажать. Он может, например, начать выполнять не 5, а 7 упражнений в день, а потом, когда наверстает, вернуться опять к 5, а может просто продолжать в том же духе. 2 месяца не такая уж большая разница, если у него не запланировано что-то важное на определённую дату в будущем.
Важный момент!
(Если у вас есть крайние сроки, например, вам через 2 года поступать в институт в Англии, тогда вам особенно необходим план, чтобы в эти сроки успеть сделать самое важное и не отвлекаться сильно на мелочи).
+ ему нужно 2 раза в неделю посещать разговорный клуб
+ слушать 2 эпизода британского подкаста.
+выписывать по 5-7 новых фраз и конструкций с примерами в тетрадь
Эти занятия ему нужно внести в свой план в раздел “рутина” и помечать галочкой, когда он их выполнит. Если Миша уже 2 недели не был в клубе, он это заметит и в следующий раз поставит “напоминалку” и пойдёт. Без плана, студент мог бы забросить его на 1-2 месяца, что сильно сказалось бы на результате.
2)Неформальный английский и музыкальная тематика
Здесь он выбирает материалы и также составляет план.
Заключение.
Но, не переусердствуйте. Я все это подробно расписываю, чтобы показать наглядно принцип. Уловите суть и действуйте как вам удобно. И будьте лаконичны, планирование не должно занимать много времени. И, не лишним будет ещё раз повторить: ничего страшного, если поначалу ваш план будет совсем, как вам покажется, ужасным. Даже самый плохой план во много раз лучше, чем полностью без плана. Также план не для того, чтобы ему беспрекословно следовать. Изменяйте его, если это вам покажется нужным. Экспериментируйте. Проявляйте гибкость. Как я уже сказал важно избегать 2 крайностей:
1)Работа вообще без плана,
2)Сильная зацикленность на плане.
Вторая нередко проявляется в том, что человек даже когда отдыхает, не может расслабиться и всё время думает о своём плане и сильно взволнован, если он вдруг осознаёт, что 2-5 дней не садился за занятия. Не зацикливайтесь. Если пропустили – забудьте и продолжайте вести план.
Также, если вы занимаетесь только английским или живёте in the backwoods, где нет интернета, вы можете себе сильно упростить план, так как вас нечему отвлекать.
Вот и всё, что касается плана. В следующей статье мы поговорим о регулярности занятий, а именно, как сильно увеличить выполняемость вашего плана.