На самом деле, с регулярности занятий и следовало бы начать этот цикл статей, так как это самый важный пункт из всех 3-ёх (цели, плана занятий, регулярной практики). Почему? Потому что даже при отсутствии конкретной цели (или даже полном её отсутствии) и хорошего плана, у вас всё равно будет определённый результат, если вы занимаетесь английским регулярно. Вы не сможете также хорошо вырулить за счёт только лишь конкретной цели или идеального плана, а за счёт регулярных занятий сможете. Конечно, результат будет не таким весовым, как если бы были учтены все 3 пункта, но он будет куда лучше, чем когда у вас всё хорошо только с постановкой цели либо с планом. Как ни странно, именно регулярность и частота занятий больше всего игнорируется студентами. Но далеко не всегда это их вина. Люди могут либо не знать, либо не до конца понимать насколько этот аспект важен. Как обычно происходит? Человек записывается на курсы и… на этом всё. Он думает, что того факта, что он на них записался вполне достаточно, чтобы овладеть английским. Он считает, что всю остальную работы за него сделает преподаватель. Обычно такие люди говорят, что идут на курсы за мотивацией. Но даже если мотивация появляется, то только на занятии. А вот вне занятий мотивировать некому, нужно вкладывать куда больше усилий, преодолевать лень, плюс “много дел”, разные отвлекающие факторы, соблазны, из-за чего зачастую домашняя работа откладывается на последний момент, либо вовсе игнорируется. Конечно, дома далеко не все работают, и это самая большая ошибка, так как 80% успеха это именно регулярная самостоятельная тренировка вне занятий.
Сколько времени вы говорите, слушаете, пишите, читаете на своём родном языке? Практика на иностранном языке не должна быть сильно реже. Что бы с вами было, если бы вы разговаривали на русском языке всего один раз в неделю по 2 часа? Через год он бы для вас стал похож на иностранный, вы бы разучились на нём нормально общаться. И мне нет необходимости подкреплять это научными исследованиями британских учёных, так как у меня была похожая ситуация. Когда у меня был возрастной кризис, я стал интровертом и почти не разговаривал. Через год, я почти не мог нормально говорить и выражать мысли, язык как будто не слушался, прошло какое-то время, прежде чем удалось вернуть всё в норму, когда я отошёл от кризиса.
Насколько важна практика. А если вы уже достигли, чего желали в английском, это не значит, что можно теперь его подзабросить или забыть на время, пока он опять не пригодится, если вы хотите сохранить ваш уровень. Не думайте, что он таким и останется навсегда. Не останется. Чтобы остаться на прежнем уровне, необходимо поддерживать себя в форме. Язык – это как спорт, не больше, не меньше. Однако, не впадайте в другую крайность. Не перегружайте себя. Не занимайтесь английским по 8 часов подряд каждый день. И не забывайте отдыхать. Дисциплина в отдыхе не менее важна, чем в работе. Лучше всего, если на каждый 45 минут работы, вы будете отдыхать 15 минут.
Как часто лучше всего заниматься английским
Минимум – 2 раза в неделю, по 1-4 часа. 3 раза в неделю – ещё лучше, 4-5 – идеально.
Не очень хорошо, если домашнюю работу, рассчитанную на неделю, вам приходится делать в последний день перед занятием. Мозг не успевает всё это обработать. В результате большая часть не откладывается в памяти или, что хуже, вы начинаете путаться в этих новых знаниях. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда надо садиться за работу в последний момент. Лучше по 1-2 часа, но каждый день/через день, нежели 1 раз в неделю по 6 часов.
2)Нелишним будет повторить, что в практику должны быть включены все скилы: Speaking, Listening, Writing, Reading. Первым 2-ум должно уделяться больше всего внимания.
Если нет мотивации
Некоторые скажут: “Да, я понимаю, насколько важно заниматься регулярно, но как себя заставить сесть за работу, когда работать нет никакого желания? Как себя стимулировать?”
Или
“Я изучаю язык в удовольствие, делаю только то, что мне нравится, но мотивация почему-то пропала, не хочется ничего делать, все прежние стимулы перестали работать? Где ещё можно найти мотивацию?”
1)Для начала надо обратить внимание на свою цель изучения языка. Такая проблема может возникать, если у вас нет цели, либо он размытая. Здесь нужно либо определить конкретную цель, зачем вам нужен английский и нужен ли вообще? Потому что цель – это то, что, как правило, толкает вперёд сильнее всего.
Более подробно я об этом можно почитать в статье про цель
2)Если с целеполаганием всё в порядке, обратите внимание на план занятий. Если у вас нет плана, его нужно составить. (Как составлять и вести план я писал в статье План занятий) Следуя плану, вы чувствуете, пускай, если даже и небольшой, но прогресс, и осознаёте, что с каждым днём ваша цель всё ближе, и это вас заряжает.
Возможно, у вас есть конкретная цели, и есть грамотный план, но садиться за работу, почему-то совсем в лом. Несмотря на то, что вы можете учить английский не только по учебникам, а просматривая фильмы, прослушивая музыку или просто материал, по которому вы занимаетесь, довольно интересный. Возможно, у вас есть ещё много других стимулов, побуждающих вас заниматься, но почему-то это всё не работает. Либо перестало работать, не смотря на то, что раньше работало безотказно.
На самом деле необходимо принять один факт. Насколько бы сильно нам не нравился английский, насколько не были интересны фильмы, которые мы на нём смотрим, насколько не были бы эффективны стимулы, насколько не были мы довольно своим прогрессом, всё когда-нибудь надоедает. Нас не будет вечно заряжать энтузиазмом наше любимое дело, насколько сильно она нам не нравилось. Энтузиазм – это временное явление и ничего с этим не сделаешь. Любое любимое дело в итоге всё равно начинает временами быть похожим на рутину. Но важно и в рутине находить радость. Но об этом чуть позже.
На самом деле, это нормально, если у вас время от времени падает энтузиазм. Он не обязан длиться вечно. Сегодня ваш энтузиазм 9 (по 10 бальной шкале, допустим), завтра 3, послезавтра 5. Просто примите ваше текущее состояние таким, какое оно есть, и продолжайте работать.
Как бы там не было, одним из самых важных качеств человека – это сила воли.
Просто перестаньте зависеть от энтузиазма и мотивации и ждать, когда они вас посетят, чтобы вы уже, наконец, приступили к занятиям.
3)Просто садитесь и делайте.
Возможно, вы будете ощущать огромное внутреннее сопротивление, и работа будет продвигаться не так быстро, как с мотивацией, но зато тренируется ваша сила воли. Вам будет приятно от того факта, что вы перешагнули через себя. Вначале будет трудно, в следующий раз – легче, потом ещё легче. В итоге это у вас всё больше будет входить в привычку. Вам уже не нужны будут никакие внешние стимулы, чтобы сесть за работу и даже больше, тот факт, что вы работаете, не завися от энтузиазма, зарядит вас этим энтузиазмом. Как в том афоризме:
“Счастье подобно бабочке: чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает, но если обратить внимание на другие вещи, то оно прилетит и тихо сядет к тебе на плечо”.
Просто перестаньте гнаться за мотивацией и энтузиазмом, и сфокусируйте внимание на работе, в итоге они сами к вам придут. А если не придут, то зачем они вам нужны? Вы же и без них можете работать. Если придут – хорошо, не придут – ну и ладно.
Я не хочу сказать, что внешние стимулы – это совсем плохо. Это правильно поддерживать в себе энтузиазм к английскому. Но все они временны. А натренированная сила воли всегда будет работать. Но до тех пор, пока вы сохраняете привычку, поддерживаете себя в форме в этом плане. Если в какой-то момент вы нарушили свою привычку, в следующий раз сесть за работу вам будет труднее. Если по какой-то причине пришлось сделать большой перерыв, то придётся начинать всё сначала: заново формировать привычку.
Отношение к труду
Часто именно неправильное отношение к процессу обучения мешает студентам регулярно садиться за занятия и продвигаться вперёд. Они думают, что проблема где-то на поверхности: в мотивации, настроении. Но зачастую проблема находится глубже, а именно в нашем отношении к труду. Неправильное отношение к нему мешает прилежно выполнять свою работу, и как итог – прогрессировать.
Далее речь пойдёт о 2-ух неосознанных, но фатальных, привычках, которые необходимо осознать, что они есть, и после этого перестать следовать им, чтобы они перестали препятствовать вашему успеху в английском. Что же это за привычки?
1)Искание лёгких способов освоить английский. Нежелание/неготовность платить за успех свою цену.
2)Избегание рутины.
Теперь подробнее.
1)Будьте готовы платить за прогресс в английском свою цену.
Нередко студенты, которые решили освоить язык, ищут наиболее лёгких путей для достижения своей цели, несмотря на то, что они даже могут быть настроены достаточно серьёзно в плане английского. Такие ученики могут тщательно выбирать преподавателей, курсы, учебники. Но меньше всего уделяют самому главному из всего списка – вложению собственных усилий. И результаты их будут куда хуже, чем у тех студентов, у которых все эти внешние атрибуты в разы хуже качеством, но которые вкладывают достаточное количество энергии в свой прогресс, потому что они буквально живут английским. Курсы/преподаватель не единственный источник англоязычного мира для них. Успешные студенты переписываться в интернете/общаются по скайпу с носителями, слушают англоязычные подкасты. Если хотят посмотреть фильм, смотрят на английском, послушать музыку – на английском, почитать информацию о понравившейся группе – на английском, если ведут дневник – на английском. Они понимают, что английский должен использоваться, а не находиться в памяти без дела, пока мозг не начнёт закидывать выученные знания на “чердак”. (Ведь любой язык – это как спорт. Пока вы им занимаетесь регулярно, ваши навыки в хорошей форме. Если вдруг сбавили обороты, ваши результаты хуже, забросили на пару месяцев – сделали огромный шаг назад). Если успешные студенты что-то не понимают, у них всегда несколько источников, где они могут найти, проверить и сопоставить информацию. Они развивают самодостаточность, учатся не зависеть от преподавателей. А также учитывают все рекомендации своих наставников и делают всё по схеме, а не как получится.
Неуспешные же студенты занимаются английским исключительно на курсах, дома если и занимаются иностранным, то спустя рукава. Они редко что-либо делают сверх того, что им задают на дом, и, чем бы такие ученики не были заняты, они никогда не вдаются в детали процесса, которые им кажутся лишними, обычно они всё делают, как придётся.
После курсов успешные студенты продолжают совершенствовать свои навыки, в то время как неуспешные забивают на английский, так как теперь они в свободном плавании и некому их больше пинать.
Успешные студенты платят свою цену за успех в английском, берут основную часть ответственности за свой прогресс на себя, неуспешные же стараются схалявить, срезать углы, и при этом могут иметь завышенные ожидания от своих преподавателей. Они считают, что в большей степени это именно внешние условия, которые помогут им осуществить их мечту, а не они сами.
Конечно, никто и нечто не приведёт вас к вашим целям кроме вас самих. Никакие внешние факторы в виде первоклассных преподавателей, мотивации, стимулов не сделают всю работу за вас. Всё имеет свою цену. Чтобы что-то получить, надо что-то вложить. Для овладения английским вам нужно вложить ровно столько усилий, сколько для этого потребуется, не больше, не меньше.
(Но и переплачивать не нужно: заниматься английским каждый день от зари до зари. Это не ускорит ваш прогресс. Придерживайтесь разумных рамок.)
Поэтому, если хотите достичь своей цели в английском, вкладывайтесь в неё, платите за успех свою цену.
Но я не хочу сказать, что преподаватель практически не играет никакой роли в вашем обучении. Я не хочу сказать, что вы можете не выбирать особо себе наставника, так как всё равно кто вам преподаёт. Он определённо играет важную роль. Но на процентов 50 ваш успех зависит от вас.
3)Не убегайте от рутины.
Нередко от студентов можно услышать следующее: “(Я творческий человек), я не люблю рутину”. Изучать язык через интерес и удовольствие, несомненно, лучше, чем через боль. Это правильно -изучать английский по фильмам, песням, выбирать темы материалов, которые вам больше всего интересны. НО, необходимо понимать, что у вас не получится сделать из обучения сплошное удовольствие, как если бы вы играли в компьютерную игру. Любая работа состоит из того, что вам приятно делать и из того, что неприятно – рутины. У вас не получится её полностью убрать из практики и оставить только то, что вам доставляет удовольствие. Рутина – это неотъемлемая часть прогресса.
Английский – он как арбуз. В арбузе есть мякоть и семечки. Нельзя убрать все семечки из него и наслаждаться одной только мякотью. Придётся иметь дело с семечками. При этом даже творческие люди едят арбуз. Вы когда-нибудь слышали что-то на подобие: ”Я творческий человек, я не ем арбуз”? Потому что семечки в арбузе воспринимаются как должное, чего нельзя убрать. Кстати, в любой творческой деятельности тоже есть своя рутина: гитару надо настроить, краски открыть, закрыть, кисти вымыть. А запись песни? Это же одна сплошная рутина. Но она не замечается, потому что её все принимают как часть работы, которую нельзя никак проигнорировать. Не будете же вы играть на гитаре с расстроенными струнами?
Какими бы интересными не были материалы, по которым вы занимаетесь, каким бы замечательным не был ваш преподаватель, не при каких обстоятельных, у вас не получиться избежать рутины. Её можно сгладить (грамматические стихи, чанты, тренировка произношения с помощью исполнения песен и.т.д.), но полностью убежать от неё не получится. Поэтому примите рутину как часть работы. А даже более того, ей можно наслаждаться, например, исполняя грамматические чанты, а также тем фактом, что сделав, например, N-ное количество заданий, вы продвинулись, хоть может и немного, но вперёд.
Вот и всё насчёт результата в английском. Конечно, это не всё в плане прогресса в языке, но здесь – самое главное. В будущем будут ещё статьи по теме.